Гагиева Л.А
Статья
Игровая деятельность как один из способов для успешного освоения знаний детьми младшего и среднего школьного возраста с целью развития коммуникативных навыков
План
1. Актуальность темы
2. Проблема
3. Основная часть работа с детьми
4. Положительные результаты
5. Отрицательные результаты
6. Пути решения
В настоящее время социальная политика государства Республики Казахстан направлена на уменьшение числа социальных сирот, их реабилитацию. Основополагающей целью работы педагога центра адаптации является содействие скорейшей социальной и психологической адаптации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и испытывающим трудности в социальной адаптации.
Актуальным является в педагогике поиск эффективных средств и методов социальной адаптации социальных-сирот. Для разрешения данной проблемы необходимо использовать игровые технологии в коррекционно-воспитательной работе на преодоление негативных стереотипов поведения у детей, привитие коммуникативных навыков общения и социальных норм поведения, а также на пропаганду здорового образа жизни.
Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Актуальность темы в том, что игра является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение с людьми.
Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив её лежит в самой сущности.
Личностные качества ребенка формируются в активной игровой деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми его адаптации в обществе.
В игре происходит формирование восприятия мышления, памяти, речи и тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Воспитательная работа в центре адаптации осуществляется по следующим направлениям:
- гражданско-правовое воспитание
- духовно-нравственное воспитание
- художественно-эстетическое и кружковая работа
- профилактика девиантного поведения, ПДД, ППБ
- профилактика ЗОЖ и экологическое воспитание
- трудовое воспитание (социально-бытовое ориентирование)
Необходимость использования игр мною в воспитательном процессе как средства развивающего обучения детей с социально педагогической запущенностью определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте еще не потеряла своего значения и в среднем школьном возрасте, так как опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее важный и адекватный путь включения детей в успешное освоения знаний.
2. У детей поступивших в центр адаптации, недостаточный уровень готовности к успешному освоению знаний, обусловленный педагогической и социальной запущенностью. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое учиться).
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Игры как раз и способствуют развитию у данных детей психических процессов.
4. Применение разнообразных игровых и не игровых приёмов, которые помогут предотвратить, различные конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения, совершенствованию коммуникативных навыков, социального взаимодействия и сотрудничества, снижения уровня агрессии и тревожности.
В своей воспитательной работе использую следующие виды игр:
1. Коммуникативные игры:
а) игры на знакомство
б) игры на установление доверительных отношений
в) игры на сотрудничество и сплочение коллектива
2. Игры, развивающие произвольные движения и нравственно - волевые качества:
а) подвижные игры на формирование мелкой моторики
3. Игры, развивающие познавательную деятельность
а) игры на развитие внимания
б) игры на развитие памяти
в) игры на развитие мышления
4. Игры на формирование эмоционально - волевой сферы.
а) игры, способствующие снятию агрессии
б) игры, способствующие снятию страхов
в) игры, развивающие навыки волевой регуляции, управления и самоконтроля
г) игры на поддержание положительного эмоционального фона.
5. Игры на развитие социально-бытовых навыков
а) формирование культурно гигиенических навыков
б) формирование ЗОЖ.
Игра должна органически сочетаться с серьезным напряженным трудом, не отвлекать от освоения знаний, а, наоборот, способствовать интенсификации умственной работы.
В воспитательной работе с детьми в центре адаптации использую следующие виды игр.
Гражданско-правовое направление:
1. Конкурс рисунков "Я патриот своей страны"
- Игры -загадки и пословицы о Родине". На развитие познавательной деятельности.
-Игра с куклой "Художник". На развитие коммуникативных навыков и творческих способностей.
2. Наши права и обязанности
- Игровое упражнение "Здравствуйте". На установление доверительных отношений и сплочение коллектива.
- Кроссворд "Твои права". На развитие памяти, внимания, мышления.
- Игра "Делай как я". На развитие познавательной деятельности.
3. Мы - казахстанцы!
- "Портреты заговорили". На развитие эрудиции.
- "Чёрный ящик". На развитие мышления.
- "Мудрецы". На развитие мышления и эрудиции.
4. Моя родина Казахстан.
- "Великая степь". Легенда на развитие памяти, внимания и мышления.
- Викторина "Патриот своей Родины". На развитие познавательной деятельности.
5. День языков народа Казахстана.
- Игра-мозаика "Любой язык по-своему велик". На развитие внимания, на сотрудничество и сплочение коллектива.
6. Я знаю законы РК.
- Игра "Кто больше угадает прав". На развитие мышления, памяти.
- Игра-тест "Соблюдаю ли я устав ЦАНа". На развитие коммуникативных навыков.
Духовно-нравственное направление:
1. Что такое настоящая дружба.
- Игра "Ищу друга". На снятие страха, агрессии.
- Игра "Я и мой друг". На установления доверительных отношений.
2.Учимся любить.
- Игра "Круг радости". На сотрудничество и сплочение коллектива.
- Игра "Солнечный лучик любви". На развитие навыков общения.
- Игра "Раскрасит любовью". На установку доверительных отношений.
3. Семья в моей жизни.
- Игра "Вечер в семье". На развитие коммуникативных навыков.
- Игра "Моя семья". На развитие навыков общения (вербальных и невербальных).
4.Давайте говорить друг другу комплименты.
- Игра "Мы тебя любим". На эмоциональную поддержку, установление доверительных отношений.
- Игра "Ласковое имя". На создание позитивного настроя, развитие чувства доверия друг другу.
Профилактика девиантного поведения. ПДД. ППБ:
1. Факторы риска пивного алкоголизма.
- Игра-опыт "Раздумье". На развитие мышления.
- Игра "Скрепка". На формирование ЗОЖ.
- Игра "Антипиво". На развитие навыков волевой регуляции, управления и самоконтроля.
2. Вредные привычки.
- Игра "Я и привычка". На поддержание положительного эмоционального фона.
- Игра "Я говорю привычку - нет". На развитие навыков волевой регуляции, управления и самоконтроля.
3. По дороге в школу.
- Игра "Пожалуйста". На внимание.
- Игра "Вежливые слова". На сотрудничество и сплочение коллектива.
- Игра "Сигналы светофора". На развития внимания и память.
4. Мы за пожарную безопасность.
- Игра"Придумай начало и конец рассказа". На развитие мышления и памяти.
- Игра-загадка "Ловушка". На развитие эрудиции и мышления.
5. Стоп, спайс. О вреде курительных смесей.
- Игра - викторина"Спайс". На развитие навыков волевой регуляции, управления и самоконтроля.
Положительные результаты
Опираясь на вышеуказанные факты можно сказать, что игра является важнейшим условием всестороннего развития детей, одним из основных средств их воспитания.
- Игра неразрывно связана с развитием речи детей.
- Игра способствует развитию познавательных интересов.
- Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний.
- Оказывает влияние на поведение ребенка.
- Воспитывает такие чувства как: ответственность, добросовестность, смелость, организованность, чуткость и т.д. То есть является очень сильным средством изменения в лучшую сторону поведения детей.
Отрицательные результаты
Метод игры не рассматривается в педагогике как основной. Неверно было бы утверждать, что игровые методы обучения должны использоваться на всех занятиях. Это вспомогательный метод, очень активно стимулирующий детскую деятельность. Должна соблюдаться мера при использовании метода игры. В тех случаях, когда цель сама по себе имеет для детей яркий, увлекательный смысл, нет необходимости вводить игровые приемы. Таким образом, игра всегда привлекательна для ребенка, но вовсе не при любых условиях целесообразна. Игра никогда не должна стать самоцелью; она - одно из средств в системе воспитательных воздействий.
Пути решения проблемы: Высокая умственная и познавательная активность на занятиях играет большую роль в развитии каждого ребенка. На примерах приведенного выше педагогического опыта применения игр в воспитательном процессе, ярко представлено положительное воздействие на освоение знаний детей младшего и среднего школьного возраста.
Таким образом, обладая большим арсеналом разнообразных игр, педагог всегда будет поддерживать познавательный интерес и активность детей на воспитательных занятиях.
Сделать воспитательно - развивающую работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач педагогики.