Отделение психолого-медико-педагогической диагностики, где специалисты ЦАНа работают над решением следующих вопросов:
- выявление проблем адаптации воспитанников в ЦАН, проблем общения, сформированной учебной адаптации, нарушение форм и правил поведения,
- выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений со сверстниками и воспитателями,
- профилактика возможного неблагоприятного психического здоровья воспитанников,
- создание максимально успешной, бесконфликтной адаптации воспитанников в социуме,
- совершенствование системы социально – бытовой ориентации воспитанников,
- своевременное выявление трудностей в адаптации воспитанников,
- организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения,
- развитие эмоционально – волевой и личностной сферы воспитанников и психокоррекция их поведения,
- социальная защита воспитанников.
В данном отделении с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, работают педагог-психолог и воспитатели.
Дети и подростки до поступления в ЦАН сталкивались с большим количеством сложных социальных проблем, работа над разрешением которых является неотъемлемой частью деятельности по оказанию помощи этой уязвимой группе.
У детей зачастую наблюдается педагогическая запущенность.
Некоторые дети в силу жизненных обстоятельств часто пропускали учебные занятия.
Кроме того, родители или законные представители, окружавшие этих детей, как на ранних этапах жизни, так и в дальнейшем, не уделяли внимания их развитию и образованию.
В результате, большинство детей и подростков демонстрируют более или менее выраженную педагогическую запущенность, у которых ярко выражены отсутствие школьных навыков и мотивации к обучению.
Все вопросы по охвату детей обязательным обучением решаются при необходимости с психолого-медико-педагогической консультацией далее-ПМПК) и врачебно-консультативной комиссией- ВКК ), которые определяют дальнейшую программу обучения.
Зачастую в результатах ПМПК и ВКК указываются рекомендации работы с данной категорией детей такими специалистами как дефектолог и логопед.
Особенно остро данная проблема стоит при работе с детьми дошкольного возраста, учитывая, что данные дети все из социально неблагополучной среды, у многих наблюдаются задержка психического развития, отсутствие каких- либо гигиенических навыков, элементарных знаний.
Также в заключениях ВВК (врачебно-консультационная комиссия) при Областном детском психолого – неврологическом диспансере некоторым детям, прошедшим консультацию, ставятся диагнозы :
- «легкая умственная отсталость»,
- «недоразвитие речи»,
- «задержка психического развития».
В связи с чем, в заключениях указываются рекомендации по обучению детей по программе с задержкой психа-речевого развития -ЗПР и по вспомогательной программе.
Все дети, проходящие адаптацию в ЦАНе, зачисляются в близлежащие школы с русским и государственным языком обучения.
Как уже говорилось выше, уровень образования большинства детей и подростков не соответствует их возрасту. Многим из них трудно вернуться к обучению в традиционной школьной среде.
Более того, навыки, необходимые для школьного обучения (беглое чтение и письмо, усидчивость, соблюдение правил поведения в классе) могут быть утрачены или вообще отсутствовать.
В связи с чем, педагоги ЦАНа выявляют проблемы ребенка, диагностируют его, организуют индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия.
Воспитатели ЦАНа при работе с детьми, склонными к бродяжничеству, продолжают работу по охвату образованием во время самоподготовки и мотивируют детей на возвращение в школу, что становится значимой частью адаптационного процесса.