Выбрать страницу

Отделение психолого-педагогической диагностики

 

 

Отделение  психолого-медико-педагогической  диагностики, где специалисты ЦАНа работают над решением следующих вопросов:

  • выявление проблем адаптации воспитанников в ЦАН, проблем общения, сформированной учебной адаптации, нарушение форм и правил поведения,
  • выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений со сверстниками и воспитателями,
  • профилактика возможного неблагоприятного психического здоровья воспитанников,
  • создание максимально успешной, бесконфликтной адаптации воспитанников в социуме,
  • совершенствование системы социально – бытовой ориентации воспитанников,
  • своевременное выявление трудностей в адаптации  воспитанников,
  • организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения,
  • развитие эмоционально – волевой и личностной сферы воспитанников и психокоррекция их поведения,
  • социальная защита воспитанников.

В данном отделении с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, работают педагог-психолог и воспитатели.

 

Дети и подростки до поступления в ЦАН сталкивались с большим количеством сложных социальных проблем, работа над разрешением которых является неотъемлемой частью деятельности по оказанию помощи этой уязвимой группе.

У детей зачастую наблюдается педагогическая запущенность.

Некоторые дети в силу жизненных обстоятельств часто пропускали учебные занятия.

    Кроме того, родители или законные представители, окружавшие этих детей, как на ранних этапах жизни, так и в дальнейшем, не уделяли внимания их развитию и образованию.

В результате, большинство детей и подростков демонстрируют более или менее выраженную педагогическую запущенность, у которых ярко выражены отсутствие школьных навыков и мотивации к обучению.

 

Все вопросы по охвату детей обязательным обучением решаются при необходимости с психолого-медико-педагогической консультацией далее-ПМПК) и врачебно-консультативной комиссией- ВКК ), которые определяют дальнейшую программу обучения.

Зачастую в результатах  ПМПК и ВКК указываются рекомендации работы с данной категорией детей такими специалистами как дефектолог и логопед.

Особенно остро данная проблема стоит при работе с детьми дошкольного возраста, учитывая, что данные дети все из социально неблагополучной среды, у многих наблюдаются задержка психического развития, отсутствие каких- либо гигиенических навыков, элементарных знаний.

Также в заключениях ВВК (врачебно-консультационная комиссия) при Областном детском  психолого – неврологическом диспансере  некоторым детям, прошедшим консультацию, ставятся диагнозы :

  • «легкая умственная отсталость»,
  • «недоразвитие речи»,
  • «задержка психического развития».

В связи с чем, в заключениях указываются рекомендации по обучению детей  по программе  с задержкой психа-речевого развития -ЗПР и по вспомогательной программе.

 

Все дети, проходящие адаптацию в ЦАНе, зачисляются в близлежащие школы с русским и государственным языком обучения.

Как уже говорилось выше, уровень образования большинства детей и подростков не соответствует их возрасту. Многим из них трудно вернуться к обучению в традиционной школьной среде.

 Более того, навыки, необходимые для школьного обучения (беглое чтение и письмо, усидчивость, соблюдение правил поведения в классе) могут быть утрачены или вообще отсутствовать.

В связи с чем, педагоги ЦАНа выявляют проблемы ребенка, диагностируют его, организуют индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия.

Воспитатели ЦАНа при  работе с детьми, склонными к бродяжничеству, продолжают работу по охвату образованием во время самоподготовки и мотивируют детей на возвращение в школу, что становится значимой частью адаптационного процесса.