Выбрать страницу

Проект Службы социальной реабилитации

 

 

 

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………………..3

Введение……………………………………………………………………..…….5

  1. Основное содержание проекта……………………………………………..….8

1.1.Теоретическое обоснование……………………………………………..……8

1.2. Описание продукта проектирования…………………………………..……13

1.3. Критерии оценки эффективности проекта…………………………..…….32

1.4. Риски проекта…………….……………………………………….………….33

1.5. Ресурсное обеспечение проекта……………….……………………..…….33

Глоссарий………….…………………………………………….…………………..34

Литература…………………………………………………………………………..36

Приложение………………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Наименование проекта Опытно – экспериментальный проект «Служба  социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (Служба)
Основание для разработки проекта

 

— Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована постановлением Верховного Совета РК от 08 июня 1994 года № 77;

— Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.04.2017 г);

— Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.04.2017 г.);

— Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» (с изменениями  от 09.04.2016 г);

— Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V(с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.02.2017 г.);

— Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» от 30 января 2008 года N 77(с изменениями и дополнениями по состоянию на 31.03.2017 г.):

— Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении номенклатуры видов организаций образования» от 22 февраля 2013 года № 50 

(с изменениями от 29.12.2016 г.);

— Типовые правила содержания несовершеннолетних в центрах адаптации несовершеннолетних от 13 марта 2014 года №75.

Государственный заказчик Управление образования Карагандинской области
Дата и основание принятия решения о разработке и реализации проекта
Разработчики проекта Тлегенова А.М., директор КГУ «Центр адаптации несовершеннолетних Карагандинской области»;

Нурмухамбетова И.А., заместитель директора по воспитательной работе КГУ «Центр адаптации несовершеннолетних Карагандинской области»

Участники проекта Родители, опекуны, патронатные воспитатели, усыновители, воспитанники Центра адаптации несовершеннолетних
Цель проекта Социальная реабилитация и  организация мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов детей и поддержку их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе содействие в улучшении их социального положения.
Основные задачи проекта 1) Организация комплексного  социального обслуживания семьи, социальная  реабилитация детей и их родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) Выявление и дифференцированный учет детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

3) Оказание комплексной психолого–педагогической, юридической и своевременной помощи родителям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье.

Гипотеза проекта Создание Службы будет способствовать снижению уровня социального сиротства в Карагандинской области, эффективному возвращению детей в биологические семьи, реализации прав детей и семей, защите и помощи со стороны государства, содействию стабильности семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей.
Направления работы проекта —  Профилактика детского и семейного неблагополучия;

—  Диагностика и психологическая реабилитация детей:

— Реализация социально — реабилитационных программ с семьей

Ожидаемые результаты реализации проекта — Увеличение доли  воспитанников, возвращенных  в биологические семьи;

— Снижение количества детей, направленных в организации образования для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

— Приобретение опыта социального партнерства в решении задач сохранения семьи и возвращения ребенка в семью.

— Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи;

— Создание алгоритма действий социальной реабилитации семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию.

— Снижение  уровня  социального сиротства  в Карагандинской  области.

Сроки реализации проекта Проект реализуется с января 2017 года по декабрь 2018 года

 

Введение

 

В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета РК от 08 июня 1994 года № 77, Законом «Об образовании Республики Казахстан» от 27 июля 2007 года, Кодексом  Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года защита прав и законных интересов детей является приоритетной задачей государства.

Проблема социального сиротства в Казахстане  является одной из наиболее важных проблем современного государства.

Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д.

На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в помощи.

Многие семьи в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Понятие трудной жизненной ситуации в целом специфично для представителей дисфункциональных семей. Для них стресс не является чем-то невероятным и экстраординарным. Большинство постоянно находится в экстремальных, или близких к экстремальным условиях, испытывая хронические состояния тревожности, нестабильности, эмоционального, психологического, социального дискомфорта.

Со временем люди адаптируются к этим условиям, как к чему-то неизбежному и должному. Длительное переживание стресса оказывает патогенное действие и выводит из строя привычные способы совладения с ним.

В результате люди, представители неблагополучных семей, становятся пассивными и покорными, неспособными к глубокой рефлексии, ориентирующимися не на решение, а на отрицание проблем,- а так же на обвинение во всем кого угодно, только не себя. Жизнь в режиме стресса становится нерациональной, переполняющейся агрессией.

Вмешательство социальных служб чаще всего происходит в моменты обострения кризисной ситуации (критичность кризисной ситуации) — иначе дисфункциональность семьи. Например, привлечение к административной или уголовной ответственности, а так же изъятие ребенка из семьи и угроза лишения родительских прав.

Потеря ребенком родительского попечения является кризисом дисфункциональной семьи. В случае, если семья совладает с ним, ребенок возвращается в семью, а ее члены приобретают опыт совладения с критической ситуацией. В случае не совладения, родители лишаются родительских прав, ребенок теряет связь с семьей, которая перестала выполнять самую важную функцию социализации. Все это приводит к фактическому распаду семьи и, в случае алкогольной зависимости, постепенной окончательной деградации ее взрослых членов.

Чаще всего дети, лишенные родительской поддержки оказываются лишенными опеки родителей и помещаются в организации образования для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения.

В большинстве случаев родную семью ребёнка можно сохранить, чтобы ребёнок не остался сиротой и не попал в детский дом. Именно в этих ситуациях необходима помощь и поддержка, которую предоставляет Проект «Служба социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

С каждой семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации,   осуществляется индивидуальный  поиск выхода в течение определенного периода, так как развитие личностной сферы и готовности к самодостаточности возможно только при систематическом сопровождении специалистов.

Объект проекта – дети и их родители, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Предмет проекта: социальная реабилитация и психологическая работа с детьми и их родителями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства.

Гипотеза проекта: создание Службы будет способствовать снижению уровня социального сиротства в Карагандинской области, эффективному возвращению детей в биологические семьи, реализации прав детей и семей, защите и помощи со стороны государства, содействию стабильности семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей.

Цель проекта: защита прав и законных интересов детей и поддержка их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе возврат детей в биологические семьи и через альтернативные формы устройства, содействие в улучшении их социального положения.

Задачи проекта:

1)  Комплексное  социальное обслуживание и социальная  реабилитация детей и их родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) Выявление и дифференцированный учет детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке в рамках программы Службы;

3) Оказание комплексной психолого — педагогической помощи родителям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы рекомендован комплекс взаимодополняющих приемов работы:

—  Изучение причин семейного неблагополучия.

— Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье.

—  Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

— Мобилизация внутренних ресурсов семьи для выхода из кризисной ситуации.

— Привлечение внимания общественности к проблемам семьи.

— Оформление ходатайств и обращений в различные организации об оказании содействия и помощи конкретным семьям.

—  Выездные мероприятия по месту проживания семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (акты обследования ЖБУ, индивидуальные беседы с родителями и их детьми)

—   Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

         Организация и этапы проекта. Работа над заявленной проблемой может быть условно разделена на 3 этапа:

1 этап: подготовительный   (январь – май 2017 г.)

2 этап: основной (июнь 2017 г. – октябрь 2018г.)

3 этап: завершающий (ноябрь – декабрь 2018г.)

         Ожидаемые результаты:                                      

— Увеличение доли  воспитанников, возвращенных  в биологические семьи;

— Уменьшение числа детей, устроенных в детские дома;

— Приобретение опыта социального партнерства в решении задач сохранения семьи и возвращения ребенка в семью.

— Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи;

— Совершенствование деятельности Службы и создание модели социальной реабилитации семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию.

— Снижение  уровня  социального сиротства  в Карагандинской  области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основное содержание проекта

1.1. Теоретическое обоснование

        

         Практика работы в Центре адаптации несовершеннолетних показывает, что корень всех детских проблем и бед лежит в семейном неблагополучии. А это – нарушение структуры и функции семьи,  материальные и жилищные трудности, малообеспеченность, безработица, педагогическая несостоятельность и асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания), падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей.

Несмотря на то, что на государственном уровне регулярно принимаются и реализуются специальные программы, направленные на оказание помощи детям  и семьям – и эти программы достаточно успешно реализуются – одних лишь государственных усилий оказывается недостаточно.

Многообразие, сложность и масштабность задач социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  требуют участия в этой работе широкой общественности.

Такие семьи требуют неотложной социальной помощи. Реабилитационная работа с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, является приоритетной.

Данная работа должна быть направлена на социальную поддержку, оказание социально — психологических, социально-педагогических, социально-правовых услуг, проведение социальной адаптации и реабилитации детей и их родителей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации.

Проведенные мероприятия должны способствовать сохранению благополучия семьи как единственного полноценного института, обеспечивающего здоровое развитие и воспитание ребенка.

 

Анализ деятельности Службы поддержки семьи и

Службы социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

 

Служба поддержки семьи Служба социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
1. Штатная численность
Служба состоит из руководителя службы, психолога, социальных педагогов, назначаемых приказом  руководителя организации. Состав Службы формируется из числа сотрудников организации в пределах лимитов штатной численности.

В штате не предусмотрен юрист Службы

Отдельный штат Службы, входящий в состав штатной численности ЦАНа:

координатор  Службы (заместитель директора ЦАНа) – 1

психолог — 1

социальный педагог — 1

юрист – 1

Добавлена штатная единица юриста Службы

2. Финансирование
нет Государственное финансирование в зависимости от проектной мощности, сроков оказания помощи  и предоставляемых социальных услуг:

— регистрация родителей и детей;

-документирование (гос.пошлины, штрафы, пакет документов)

-трудоустройство (платные курсы);

— обеспечение жильем (временное)

-социальный пакет (питание, обмундирование, мед.услуги)

Необходимо государственное финансирование на социальные  услуги

3. Оборудование
Собственное оборудование Центра адаптации несовершеннолетних Необходимая мебель, орг.техника (компьютеры, телефон и т.д.), оборудование

 

4. Транспорт
Собственный транспорт Центра адаптации несовершеннолетних Отдельный транспорт Службы для выезда мобильной бригады и экстренного реагирования специалистов по «телефону доверия»
5. Должностные обязанности
 

 

Руководитель Службы:

1.Планирует и контролирует работу Службы;

2.Утверждает Программу

сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный педагог:

1.Формирует банк данных несовершеннолетних и семей и ведет паспорта несовершеннолетних и семей;

2.Проводит анализ о причинах неблагополучия и социально опасного положения семьи и несовершеннолетних;

3.Проводит мероприятия по оказанию социальной помощи в соответствии с Программой сопровождения;

4.Проводит консультирование семей и детей;

5.Оказывает консультативную помощь родителям детей в оформлении документов и занятости;

6.Содействует в оформлении документов несовершеннолетним и в решении вопросов занятости;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолог:

1.Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей, находящихся в трудной ситуации;

2.Проводит психологическое обследование личности родителей и детей, находящихся в трудной ситуации, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психологической помощи;

3.Проводит психологическое консультирование семей и детей, находящихся в трудной ситуации (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор профессии и жизненное самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения и другие);

4.Осуществляет психологическую коррекцию нарушения общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками;

5.Организует психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям;

6.Оказывает экстренную психологическую помощь по «телефону доверия».

 

Должностные обязанности расширены и дополнены:

Координатор Службы:

1. Обеспечивает контакты с другими организациями и ведомствами по вопросам деятельности Службы.

2. Осуществляет работу по сбору информации и раннему выявлению  детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной реабилитации.

3. Выступает посредником между ребёнком, биологической семьей и  специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств.

 

Социальный педагог:

1. Осуществляет работу по сбору информации и раннему выявлению  детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной реабилитации: уточняет  личность ребёнка, место проживания его родителей.

2.Определяет возможности дальнейшего устройства ребёнка, осуществляет работу по подготовке необходимых документов для дальнейшего устройства ребёнка в семью.

3.Координирует работу по обеспечению документированием, жильем, пособиями, пенсиями, имущественными и неимущественными правами детей

4. Принимает участие в проведении акций и других мероприятий в целях информирования общественности о семейных формах устройства детей, о возможности взять ребёнка в семью.

5. Выступает посредником между ребёнком, биологической семьей и  специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств.

6.Защищает жилищные права детей:   закрепление и сохранность жилплощади за детьми, если они её имели, своевременность возврата жилплощади, если она была изъята местными исполнительными органами.

7.Защищает имущественные (денежные) права детей: опись и сохранность наследственного имущества; своевременность получения и зачисления на счёт пособий (пенсии, алименты).

8.Своевременнно оформляет пенсии, пособии поддерживает связь с органами социальной защиты.

9. Участвует в оформлении гражданства детей: получение удостоверения личности, паспорта, прописка и выписка.

10. Участвует в подготовке материалов для рассмотрения в суде.

 

Психолог:

1. Проводит профилактическую и реабилитационную работу с биологической семьёй и ребёнком с целью воссоединения.

2. Обеспечивает консультативную и психологическую поддержку биологической семье и ребёнку с целью снижения риска отказа или изъятия ребёнка из семьи.

3. Принимает участие в проведении акций и других мероприятий в целях информирования общественности о семейных формах устройства детей, возможности взять ребёнка в семью.

4. Участвует в подготовке материалов для рассмотрения в суде.

 

 

 

6. Мониторинг возврата и определения детей в семью 2013-2017 год
С момента открытия (март 2013) выбыло 1166 детей:

Семья – 783 – 67%

Детский дом – 313 – 27%

Опека – 43 – 3,5%

Патронат – 3 – 0,25%

 

 

-Увеличение доли  воспитанников, возвращенных  в биологические семьи;

-Уменьшение числа детей, устроенных в детские дома;

-Увеличение количества детей, принятых  в семьи по альтернативным формам устройства (опека, патронат, приемная семья):

7. Услуги
Психолого-педагогическая помощь и поддержка:

-консультации;

-беседы;

-тренинги.

Комплексное  социальное обслуживание и социальная  реабилитация детей и их родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-юридическая и правовая помощь:

-документирование детей и родителей,

— прописка,

— трудоустройство,

— переобучение

-социальный пакет и так далее.

В итоге – сохранение ребенка в семье и изменение уклада жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Описание продукта проектирования

 

Служба социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, будет осуществлять свою деятельность на базе Центра адаптации несовершеннолетних Карагандинской области.

 

План проектных работ

Этап Направления работы Сроки
1 этап: подготовительный

 

 

1. Разработка методологической основы создания Службы, должностных обязанностей специалистов.

2. Составление плана работы Службы.

3. Разработка Программы комплексного  социального обслуживания и социальной  реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

4.Разработка диагностического инструментария  для определения детско-родительских отношений, определение ресурса семьи, выявление области семейных дисфункций.

5. Разработка критериев эффективности.

январь – май 2017
2 этап: основной 1.Раннее выявление семьи, нуждающейся в социальной реабилитации.

2.Установление непосредственного контакта специалистов Службы с родителями ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, заключение совместного соглашения

3.Определение задач и составление индивидуального комплексного плана вывода семьи из тяжелой ситуации, определение необходимой помощи других органов и организаций, стимулирование родителей к самопомощи.

4.Реализация намеченной Программы комплексного социального обслуживания и социальной  реабилитации детей  и  их  родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

5.Составление рекомендаций заинтересованным органам и организациям по месту жительства семьи и ребенка для дальнейшего сопровождения.

июнь 2017- октябрь 2018

 

 

 

 

 

 

3 этап: завершающий 1. Оценка  эффективности реализации проекта.

2. Заключительный отчёт о         результатах работы Службы.

ноябрь – декабрь 2018

 

Участники Службы социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

В Службе квалифицированную помощь могут получить биологические родители, опекуны, патронатные воспитатели, усыновители, воспитанники Центра адаптации несовершеннолетних.

Руководствуясь  Положением о деятельности Службы социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, работу  ведут специалисты Службы:

координатор  Службы (заместитель директора ЦАНа) – 1

психолог — 1

социальный педагог — 1

юрист — 1

 

Услуги  специалистов  Службы социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

 

Координатор Службы:

ведет профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции;

— планирует, организовывает и координирует работу Службы по оказанию квалифицированной помощи детям и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

— координирует взаимодействие специалистов Службы с организациями, деятельность которых связана с защитой прав детей;

— организовывает и контролирует деятельность специалистов Службы по разработке и реализации программы социального обслуживания и социальной  реабилитации семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— анализирует и обобщает результаты деятельности Службы;

— систематизирует методические и информационные материалы;

— оформляет и ведет по установленной форме необходимую документацию и регистрацию всех видов работ;

— составляет ежегодный отчет, отражающий результаты деятельности Службы;

оказывает консультативную помощь родителям;

ведет сопровождение участников проекта по комплексному  социальному обслуживанию и социальной  реабилитации.

 

Психолог Службы:

— осуществляет психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей, находящихся в трудной ситуации;

— проводит психологическое обследование личности родителей и детей, находящихся в трудной ситуации, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психологической помощи;

— проводит психологическое консультирование родителей и детей, находящихся в трудной ситуации (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор профессии и жизненное самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения и другие);

— осуществляет психологическую коррекцию нарушения общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками;

— организует психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям;

— оказывает экстренную психологическую помощь по «телефону доверия»;

Социальный педагог Службы:

формирует банк данных несовершеннолетних и семей;

— формирует и ведет паспорта несовершеннолетних и семей;

— проводит анализ причин неблагополучия и социально опасного положения семьи и несовершеннолетних;

— проводит мероприятия по оказанию социальной помощи;

— проводит консультирование семей и детей;

— оказывает консультативную помощь родителям детей в оформлении документов и занятости;

— содействует в оформлении документов несовершеннолетним и в решении вопросов занятости;

Юрист Службы:

организует работу по оказанию консультативной помощи родителям;

оказывает содействие в восстановлении документов, трудоустройстве и в поисках временного или постоянного местожительства детей и их родителей;

взаимодействует со специалистами органов и организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, а также других организаций, уполномоченных для работы с детьми и их родителями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

содействует решению вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов детей.

 

 

 

 

 

 

Должностные инструкции специалистов Службы

 

Должностная инструкция координатора  Службы

 

  1. Общие положения

1.1. Координатор назначается и освобождается от должности директором Центра адаптации несовершеннолетних.

1.2. Координатор должен иметь высшее профессиональное образование со стажем работы не менее 3-х лет.

1.3. Координатор подчиняется непосредственно директору Центра адаптации несовершеннолетних.

1.4.Руководствуется в своей деятельности законодательством РК по охране прав детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

  1. Функции

2.1.Осуществление деятельности по  социальной реабилитации и  организации мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов детей и поддержке их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе содействие в улучшении их социального положения

2.2.Оказание комплексной психолого – педагогической, юридической и своевременной помощи родителям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье.

2.3.Осуществление деятельности по профилактике социального сиротства.

2.4.Обеспечение формирования условий благоприятных для детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

3.Должностные обязанности

3.1.Координирует работу Службы

3.2.Ведет всю информационно-аналитическую документацию Службы.

3.3. Обеспечивает контакты с другими организациями и ведомствами по вопросам деятельности Службы.

3.4. Осуществляет работу по сбору информации о детях и их родителях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной реабилитации.

3.5. Обеспечивает информационное наполнение, ведение и поддержку Банка данных и электронную картотеку детей и их родителей.

3.6.Обеспечивает своевременное составление отчетной документации.

3.7.Выявляет возможности устройства ребенка в биологическую семью.

3.8.Обеспечивает своевременную методическую подготовку специалистов Службы и качественное проведение консультаций.

3.9.Принимает участие в составлении и проведении Программы  комплексного социального обслуживания и социальной  реабилитации семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3.10. Принимает участие в проведении акций и других мероприятий в целях информирования общественности о семейных формах устройства детей.

3.11. Принимает участие в распространении разработок и полученного опыта.

3.12. Принимает участие в обучении специалистов для работы в Службе.

3.13. Выступает посредником между ребёнком, биологической семьей и  специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств.

3.14.  Составляет ежемесячно план работы.

3.15.Готовит и сдаёт ежемесячный отчёт директору Центра адаптации несовершеннолетних.

3.16. Повышает и совершенствует свой профессиональный уровень.

 

  1. Права

Координатор имеет право:

4.1. Требовать от администрации Центра адаптации несовершеннолетних содействия в исполнении своих должностных обязанностей, создания условий, необходимых для реализации программы комплексного социального обслуживания и социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

4.2. Устанавливать деловые контакты с лицами и организациями для оказания помощи детям и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

4.3. Привлекать специалистов Службы к решению задач, возложенных на них.

4.4. Выбирать оптимальные средства, формы и методы работы.

4.5. Разрабатывать и применять различные методики по социальной реабилитации семьи.

4.6. Принимать участие в разработке программы комплексного сопровождения и социальной реабилитации детей и их родителей.

4.7.Принимать участие в создании соответствующей нормативной документации.

4.8. Выступать с обобщением опыта работы Службы.

4.9. Повышать профессиональную квалификацию.

 

  1. Ответственность

5.1. Координатор несет персональную ответственность за соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и пожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил.

5.2. Отвечает за качество и своевременность возложенных настоящей инструкцией должностных обязанностей.

 

  1. Взаимоотношения

6.1.    Координатор  работает по графику, составленному исходя из40-часовой рабочей недели.

6.2. Планирует свою работу с учетом количества детей и их родителей. План работы согласуется и утверждается директором  Центра адаптации несовершеннолетних.

6.3. Представляет директору  Центра адаптации несовершеннолетних письменный отчет о проделанной работе.

6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящими в его обязанности, с директором и педагогическими работниками Центра адаптации несовершеннолетних.

6.5.  Работает в тесном контакте со  специалистами Службы и Центра адаптации несовершеннолетних.

 

 

Должностная инструкция психолога Службы

 

1. Общие положения

1.1 Психолог назначается и освобождается от должности директором Центра адаптации несовершеннолетних. На период отпуска и временной нетрудоспособности психолога, его обязанности могут быть возложены на другого психолога из числа сотрудников Центра адаптации несовершеннолетних. 1.2.  Психолог должен иметь высшее профессиональное образование, стаж работы не менее 3 лет.

1.3. В своей деятельности психолог руководствуется законодательством РК по охране прав детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

  1. Функции

2.1. Психолог является основным координатором деятельности по психолого-педагогическому, медико-социально-пра­вовому сопровождению в Службе.

2.2. Основными направлениями деятельности психо­лога являются следующие:

Профилактическое; консультативное; диагностическое; коррекционно -развивающее; исследовательско-аналитическое; организационно-методическое.

2.3.Формирование и реализация личностно-ориентированных программ комплексного воздействия;  консультирование и просвещение родителей (законных представителей);разработка и апробация коррекционно-развивающих методов.

 

  1. Должностные обязанности

3.1.Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, социального благополучия ребёнка, и проводит оценку последствий травматического опыта, пережитого ребёнком, степень его влияния на психологическое и соматическое здоровье.

3.2. Принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

3.3. Подбирает диагностический инструментарий  для работы с детьми и их родителями, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3.4. Принимает участие в разработке и реализации индивидуального плана сопровождения  ребёнка и его родителей.

3.5.Изучает условия воспитания и благополучия ребёнка в биологической семье.

3.6. Проводит профилактическую и реабилитационную работу с биологической семьёй и ребёнком с целью воссоединения.

3.7. Обеспечивает консультативную и психологическую поддержку биологической семье и ребёнку с целью снижения риска отказа или изъятия ребёнка из семьи.

3.8. Формирует психологическую культуру детей, родителей, сотрудников Службы.

3.9. Консультирует и просвещает специалистов Службы с целью создания условий для активного использования психологических знаний.

3.10.  Участвует в планировании и разработке развивающих коррекционных программ с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребёнка, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального определения.

3.11. Принимает участие в разработке, утверждении и реализации программы комплексного сопровождения и социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3.12. Принимает участие в проведении акций и других мероприятий в целях информирования общественности о семейных формах устройства детей, возможности взять ребёнка в семью.

3.13. Принимает участие в работе выездных мобильных бригад.

3.14. Принимает участие в распространении разработок и полученного опыта, в проведении семинаров и конференций по вопросам защиты прав детей, и организация работы Службы.

3.15. Осуществляет профилактические работы по предупреждению эмоционального выгорания сотрудников Службы.

3.16. Составляет годовой  план работы.

3.17. Готовит и сдаёт годовой отчёт координатору Службы.

3.18. Повышает и совершенствует свой профессиональный уровень.

3.19. Несёт ответственность за охрану жизни и здоровья детей,  руководствуется в работе Этическим кодексом психологов Республики Казахстан.

 

  1. Права

 

Психолог  имеет право:

4.1. Определять направления психологического сопровождения ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

4.2.  На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.3.Знакомится с проектами решений администрации Центра адаптации несовершеннолетних, касающихся его деятельности.

4.4. Запрашивать лично или по поручению администрации от специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. По вопросам, находящимися в его компетенции, вносить на рассмотрение координатору предложения по улучшению деятельности Службы  и совершенствования методов работы.

4.6. Повышать свою квалификацию.

  1. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации Центра адаптации несовершеннолетних и координатора Службы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ребенка, совершение иного аморального проступка психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РК «Об образовании».

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательно-воспитательного процесса привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение ущерба  имуществу Службы и Центра адаптации несовершеннолетних или специалистам (в том числе морального) в связи с неисполнением своих должностных обязанностей.

 

  1. Взаимоотношения

6.1.    Психолог  работает по графику, составленному исходя из40-часовой рабочей недели.

6.2. Свою работу планирует под руководством координатора службы. План работы согласуется и утверждается директором Центра адаптации несовершеннолетних.

6.3. Представляет координатору письменный отчет о проделанной работе.

6.4. Получает от директора Центра адаптации несовершеннолетних и координатора Службы информацию нормативно-правового и организационно — методического характера.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящими в его обязанности, с директором и педагогическими работниками Центра адаптации несовершеннолетних.

6.6.  Работает в тесном контакте со специалистами Службы и Центра адаптации несовершеннолетних.

 

 

Должностная инструкция социального педагога Службы.

 

  1. Общие положения

1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором Центра адаптации несовершеннолетних.

1.2. Социальный педагог должен иметь  высшее педагогическое образование или высшее образование по профилю без предъявлений к стажу работы.

1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно координатору Службы.

1.4. Руководствуется в своей деятельности законодательством РК, нормативно-правовой документацией по охране прав детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

  1. Функции

 

2.1. Осуществление комплекса мероприятий по социальному сопровождению и социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2.2.Установление сотрудничества с организациями и ведомствами по вопросам деятельности Службы для оказания своевременной помощи детям и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3.Должностные обязанности

3.1. Осуществляет сбор информации о ребёнке и его семье: уточняет  личность ребёнка, место проживания его родителей.

3.2.Определяет возможности дальнейшего устройства ребёнка, осуществляет работу по подготовке необходимых документов для дальнейшего устройства ребёнка в семью.

3.3.Участвует в разработке и реализации индивидуального плана защиты ребёнка, участвует в работе мобильной бригады.

3.4. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем ребенка, принимает меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав и свобод личности детей.

3.5. Координирует работу по обеспечению документированием, жильем, пособиями, пенсиями, имущественными и неимущественными правами детей

3.6. Принимает участие в проведении акций и других мероприятий в целях информирования общественности о семейных формах устройства детей, о возможности взять ребёнка в семью.

3.7.  Принимает участие в распространении разработок и полученного опыта работы, в проведении семинаров и конференций по вопросам защиты прав детей и организации взаимодействия работы Службы с организациями и ведомствами по вопросам деятельности Службы для оказания своевременной помощи детям и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

3.8. Выступает посредником между ребёнком, биологической семьей и  специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств.

3.9. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении детей и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

3.10. Защищает жилищные права детей:   закрепление и сохранность жилплощади за детьми, если они её имели, своевременность возврата жилплощади, если она была изъята местными исполнительными органами.

3.11. Защищает имущественные (денежные) права детей: опись и сохранность наследственного имущества; своевременность получения и зачисления на счёт пособий (пенсии, алименты).

3.12.Формирует и ведёт Банк данных (дети, родители, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

3.13. Формирует и ведёт электронную картотеку биологической семьи ребенка.

3.14.Своевременнно оформляет пенсии, пособии поддерживает связь с органами социальной защиты.

3.15. Участвует в оформлении гражданства детей: получение удостоверения личности, паспорта, прописка и выписка.

3.16. Участвует в подготовке материалов для рассмотрения в суде.

3.17. Составляет годовой план работы.

3.18. Готовит и сдаёт годовой отчёт координатору Службы.

3.19. Несёт ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

 

  1. Права

Социальный педагог имеет право:

4.1. Представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти.

4.2. Препятствовать принятию решений, ущемляющих права детей.

4.3. Знакомится с документацией Центра адаптации несовершеннолетних необходимой для осуществления работы с детьми и их родителями.

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.5. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.6.  Повышать квалификацию.

 

  1. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном Трудовым кодексом Республики Казахстан. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, социальный педагог может быть  освобожден от занимаемой должности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном Трудовым кодексом Республики Казахстан.

5.4. За виновное причинение ущерба  имуществу Службы и Центра адаптации несовершеннолетних или специалистам (в том числе морального) в связи с неисполнением своих должностных обязанностей.

  1. Взаимоотношения

6.1. Социальный педагог работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели.

6.2. Свою работу планирует под руководством координатора службы. План работы согласуется и утверждается директором Центра адаптации несовершеннолетних.

6.3. Представляет координатору Службы письменный отчет о проделанной работе.

6.4. Получает от директора Центра адаптации несовершеннолетних и координатора Службы информацию нормативно-правового и организационно — методического характера.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящими в его обязанности, с директором и педагогическими работниками Центра адаптации несовершеннолетних.

6.6.  Работает в тесном контакте со специалистами Службы и Центра адаптации несовершеннолетних.

 

 

Должностная инструкция юриста Службы

 

  1. Общие положения

1.1. Юрист назначается и освобождается от должности директором Центра адаптации несовершеннолетних.

1.2. Юрист подчиняется непосредственно координатору Службы.

1.3. Юрист должен знать: нормативные правовые акты Республики Казахстан в сфере труда и налогов; гражданское, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, трудовое, финансовое, административное право;    профиль, специализацию и особенности структуры организации;    стандарты делопроизводства по правовым документам; структуру государственных органов, органов местного самоуправления, судебных органов;
порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий;      основы администрирования; этику делового общения;   экономику и организацию производства, труда и управления.

1.4. Руководствуется в своей деятельности законодательством РК, нормативно-правовой документацией по охране прав детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

  1. Функции

2.1.Организует оказание юридической помощи детям и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

2.2. Выполняет работу по соблюдению законности в деятельности Службы и защиту его правовых интересов.

2.3. Осуществляет комплекс мероприятий по социальному сопровождению и социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  1. Должностные обязанности

3.1.  Осуществляет сбор информации о ребёнке и его семье и устанавливает их правовой статус.

3.2. Консультирует родителей, детей  по правовым вопросам.

3.3. Проводит семинары и другие мероприятия по правовым аспектам с работниками Службы и Центра адаптации несовершеннолетних.

3.4. Осуществляет работу по сбору информации о семьях и детях, нуждающихся в социальной защите с ведомствами, занимающимися вопросами охраны прав ребенка и семьи.

3.5. Выявляет возможности дальнейшего устройства ребенка, проводит подготовку необходимых документов для дальнейшего устройства ребенка в семью.

3.6. Принимает участие в разработке и реализации индивидуального плана сопровождения  ребёнка.

3.7. Принимает участие в проведении акций и других мероприятий в целях информирования общественности о семейных формах устройства детей, возможности взять ребёнка в семью.

3.8. Принимает участие в распространении разработок и полученного опыта, в проведении семинаров и конференций по вопросам защиты прав детей, и организации работы Службы.

3.9. Выступает посредником между ребёнком, биологической семьей и  специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств.

3.10. Защищает жилищные права детей:   закрепление и сохранность жилплощади за детьми, если они её имели, своевременность возврата жилплощади, если она была изъята местными исполнительными органами.

3.11. Защищает имущественные (денежные) права детей: опись и сохранность наследственного имущества; своевременность получения и зачисления на счёт пособий (пенсии, алименты).

3.12. Участвует в оформлении документов и гражданства детей и их родителей.

3.13. Участвует в подготовке материалов для рассмотрения в суде, представляет и защищает права и интересы детей в суде.

3.14. Составляет годовой план работы.

3.15. Готовит и сдаёт годовой отчёт координатору Службы..

3.16. Повышает и совершенствует свой профессиональный уровень.

3.17. Несёт ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

  1. Права

 

Юрист имеет право:

4.1. Представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти.

4.2. Препятствовать принятию решений, ущемляющих права детей.

4.3. Знакомится с документацией Центра адаптации несовершеннолетних необходимой для осуществления работы с детьми и их родителями.

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.5. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.6.  Повышать квалификацию.

 

  1. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией юрист несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном Трудовым кодексом Республики Казахстан. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, юрист может быть  освобожден от занимаемой должности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном Трудовым кодексом Республики Казахстан.

5.4. За виновное причинение ущерба  имуществу Службы и Центра адаптации несовершеннолетних или специалистам (в том числе морального) в связи с неисполнением своих должностных обязанностей.

  1. Взаимоотношения

6.1. Юрист работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели.

6.2. Свою работу планирует под руководством координатора службы. План работы согласуется и утверждается директором Центра адаптации несовершеннолетних.

6.3. Представляет координатору Службы письменный отчет о проделанной работе.

6.4. Получает от директора Центра адаптации несовершеннолетних и координатора Службы информацию нормативно-правового и организационно — методического характера.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящими в его обязанности, с директором и педагогическими работниками Центра адаптации несовершеннолетних.

6.6.  Работает в тесном контакте со специалистами Службы и Центра адаптации несовершеннолетних.

Направления работы Службы

Служба имеет следующие направления для оказания социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации:

— профилактика детского и семейного неблагополучия.

— диагностика и психологической реабилитации.

— реализация реабилитационных программ.

  1. Профилактика детского и семейного неблагополучия направлена на:

— выявление семей на этапе раннего семейного неблагополучия и комплексное межведомственное сопровождение (в рамках деятельности Службы);

— проведение разъяснительной,  просветительской и пропагандистской работы с детьми и их родителями либо законными представителями;

— социальное консультирование, привлечение к участию в мероприятиях, проводимых на базе Службы;

— межведомственное взаимодействие по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведению совместных рейдов и обследований;

— разработку и реализацию индивидуальных программ несовершеннолетних и  семей;

— содействие органам опеки и попечительства в решении вопросов дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

 

  1. Диагностика и психологическая реабилитация направлена на:

— проведение диагностики  уровней психического и физического развития, и отклонений в поведении детей,  организацию психокоррекционной  и психопрофилактической работы;

— обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей на время нахождения в ЦАНе;

— совершенствование развития психических функций и личностных качеств ребенка;

— оказание психолого-педагогической помощи семьям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье.

 

  1. Реализация реабилитационных программ направлена на:

— оказание социальной психолого-педагогической  помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям);

— поэтапную реализацию Программы комплексного  социального обслуживания и социальную  реабилитацию семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— восстановление утраченных контактов с семьей, содействие возвращению ребенка в семью;

— восстановление социального статуса несовершеннолетнего;

— содействие в обучении несовершеннолетних и их профессиональной ориентации.

План действий

по реализации Проекта

«Служба социальной реабилитации детей и их родителей,

оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

 

Цель:  оптимизация процессов по социальной реабилитации и оказанию своевременной помощи детям и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

1)  Комплексное  социальное обслуживание и социальная  реабилитация детей и их родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) Выявление и дифференцированный учет детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке в рамках программы Службы;

3) Оказание комплексной психолого — педагогической помощи родителям с целью возвращения ребенка в семью, обеспечение соблюдения его прав в семье.

 

Мероприятия Сроки Ответственные Результат 
1 Изучение нормативно –правовых документов, регламентирующих деятельность Службы Ноябрь, декабрь 2016 Творческая группа и специалисты центра адаптации несовершеннолетних Наличие опорного материала
2 Проведение методического совета по рассмотрению Проекта службы 20.01.2017 Заместитель директора по воспитательной работе И.А.Нурмухамбетова Сформирование представлений у сотрудников Центра адаптации о проекте Службы
3 Проведение мониторинга Центра адаптации несовершеннолетних по возврату детей в биологические семьи Февраль 2017 Социальный педагог Наличие мониторинга по возврату детей в биологические семьи
4 Проведение обучающих семинаров для специалистов Службы Март, апрель 2017 Методисты УМЦ РО, специалисты органов опеки и попечительства Рекомендации по деятельности специалистов службы
5 Согласование проекта Службы Апрель 2017 Методисты УМЦ РО, специалисты Службы Организация эффективной работы
6 Согласование единых должностных обязанностей специалистов Службы Апрель 2017 Методисты УМЦ РО, специалисты Службы Определение должностной инструкции специалистов Службы
7 Составление плана работы Службы Май 2017 Специалисты Службы План работы Службы
8 Рассмотрение возможности выделения штата Службы Май 2017 Управление образования КО, УМЦ РО Определение штата Службы
9 Рассмотрение возможности выделения финансирования деятельности Службы Май, июнь 2017 Управление образования КО, УМЦ Обеспечение финансирования деятельности Службы
10 Рассмотрение вопроса по обеспечению автотранспортом для осуществления выезда мобильной бригады и специалистов службы Май, июнь 2017 Управление образования КО, УМЦ Обеспечение транспортным средством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание Программы комплексного  социального обслуживания и социальной  реабилитации семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации  и пути ее реализации

 

В основу данной Программы положена идея о том, что специалисты совместно с заинтересованными органами и ведомствами ведут профилактическую и коррекционно-реабилитационную работу с ребенком и его семьей пошагово, поэтапно.

На первом этапе проводится установление социальной истории семьи, сбор материалов, позволяющих выявить и всесторонне изучить проблему семьи и причины их возникновения, направление официальных запросов для получения документально верных сведений, постановка на учет.

Второй этап включает в себя следующие мероприятия:

—       психодиагностика членов семьи, их социальное обследование с целью выявления существа семейных проблем и причин их возникновения;

—       психодиагностическая работа с родителями (тематические беседы, анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос, изучение психологического климата семьи);

—        психодиагностическая работа с ребенком (наблюдение в общении, в игре, на занятиях, тематические беседы, тестирование и др.).

На данном этапе целесообразно проведение мини сетевых встреч с родителями, представителями школ, КДНиЗП и другими заинтересованными организациями. Также необходимо проведение акта обследования жилищных, бытовых, материальных условий жизни с целью знакомства, получения дополнительных данных об особенностях и условиях жизни семьи.

Также производится координация и объединение усилий всех специалистов путем проведения социального психолого-медико-педагогического консилиума; выбираются эффективные методы и приемы работы с конкретной семьей; в план работы включаются конкретные формы помощи семье с учетом ее потребностей и возможностей Службы.

Намеченные мероприятия координируются с различными государственными и общественными структурами. На данном этапе работы создается целостный портрет семьи. Изучив ее проблемы, специалисты разрабатывают индивидуальную комплексную программу, помогают членам семьи занять активную позицию по отношению к ней. Продолжительность работы с семьей определяется заявленной проблемой, степенью ее сложности.

На втором этапе также проводится реализация индивидуальной программы. В зависимости от вида программы в ее реализации участвуют также другие социальные институты, в помощи которых в данный момент нуждается семья.

Процесс реализации индивидуальных программ зависит от конкретной ситуации, однако есть общие проблемы, которые специалисты могут решать вместе с членами семьи.

В случае, если семья уже подпадает под категорию социально-опасной или находится в переходно-пограничном состоянии, коррекционно-реабилитационную работу необходимо организовать в соответствии с принадлежностью семьи к той или иной категории.

Так, работа с педагогически несостоятельными семьями  направлена на коррекцию целей и методов внутрисемейного воспитания, искаженных представлений о родительских обязанностях. В этом случае важно с помощью социальных педагогов и психологов активизировать осознание родителями своего места в воспитании детей.

Работа с конфликтными семьями имеет свою специфику. Такие семьи  нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи специалистов, которые проводят консультации, ориентированные на обучение взрослых и детей конструктивным способам разрешения проблем общения.

Сложно изменить ситуацию в асоциальных семьях. Практика показывает, что устойчивое кризисное состояние таких семей обусловлено сложным переплетением социально-экономических, педагогических, патологических факторов. Именно это определяет необходимость комплексного подхода к решению проблем подобных семей. Специалисты должны хорошо изучить возможности окружающего социума, различных государственных и общественных структур и интегрировать их усилия.

Комплексная поддержка неблагополучных семей включает: трудоустройство родителей, документирование, юридическое консультирование семьи и правовую защиту детей, помощь психологов и педагогов.

Усилия специалистов направляются главным образом на то, чтобы возродить в семье позитивный психологический климат и обеспечить ребенку достаточно комфортные условия жизнедеятельности и развития.

На этапе реализации плана по выводу семьи из трудной ситуации специалисты совместно с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказывают:

—        помощь в решении медико-социальных проблем членам семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации);

—        правовую поддержку (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении);

—        содействие родителям в восстановлении  социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении);

—        содействие в улучшении условий для жизни и развития детей (помощь в оформлении различных видов пособий, адресной помощи, облегчение доступа к определенным социальным услугам);

—        психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении).

На третьем этапе – семьи, которым программа помогла выйти из сложной жизненной ситуации, и основная проблема которых решена, переводятся на социальный патронаж с рекомендациями по дальнейшему взаимодействию. Если же в рамках программы семья не нашла выхода из трудной жизненной обстановки, то индивидуальная программа продлевается решением консилиума до достижения положительных результатов в семейной жизни.

Программа комплексного  социального обслуживания

и социальной  реабилитации семей и детей,

оказавшихся в трудной жизненной ситуации

 

Направление деятельности Задачи, коррекционной, реабилитационной работы Ожидаемый результат
1. Диагностика несовершеннолетнего, родителей, находящихся в трудной ситуации 1. Обследование жилищно-бытовых условий.
2. Изучение образа жизни  несовершеннолетнего, семьи.
3. Изучение прошлого  несовершеннолетнего, семьи.
4. Выяснение общих проблем семьи.
5. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.
Создание банка данных несовершеннолетних, семей, ее целей, ожиданий.

Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.

2. Организация работы с несовершеннолетними,  семьей.

2.1. Психологическая реабилитация

1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки в стрессовых ситуациях)
2. Проведение консультаций специалистов – психолога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семей, оказавшихся в трудной ситуации.
3. Пропаганда здорового образа жизни
Создание положительного микроклимата в семье.

Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.

2.2. Социальная реабилитация 1. Организация помощи в трудоустройстве.
2. Организация правовой защиты.
4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального.

Итог – изменение уклада жизни.

3. Анализ коррекционной работы Проведение аналитической работы. Обобщение опыта, разработка рекомендаций.

 

1.3. Критерии оценки эффективности проекта

 

  1. Увеличение доли воспитанников, возвращенных в биологические семьи.
  2. Уменьшение числа детей, устроенных в детские государственные учреждения
  3. Установление социального партнерства в решении задач сохранения семьи и возвращения ребенка в семью.
  4. Восстановление положительных контактов семьи с окружением.

5.Повышение статуса семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

 

Способы отслеживания эффективности

 

  1. Диагностика и мониторинг эмоциональной и личностной сферы ребенка и родителей.
  2. Статистика по возврату детей в семьи.
  3. Снижение повторных помещений детей в ЦАН.
  4. Беседы, анкетирование, наблюдение.
  5. Показатели повышения статуса семьи.

 

 

 

1.4.  Риски проекта

 

  1. Кадровые препятствия.

Основную сложность может представлять  подготовка квалифицированных специалистов Службы.

  1. Финансовые препятствия.

Отсутствие государственного финансирования в зависимости от проектной мощности охвата целевой аудитории для оказания помощи  и предоставления социальных услуг:

— регистрация родителей и детей;

-документирование (гос.пошлины, штрафы, пакет документов)

-трудоустройство (платные курсы);

— обеспечение жильем (временное)

— социальный пакет (питание, обмундирование, мед.услуги) может препятствовать запланированным этапам реализации проекта.

 

1.5. Ресурсное обеспечение проекта

 

Разработанное и адаптированное  Положение о  деятельности Службы  социальной реабилитации детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

База данных несовершеннолетних, проходящих адаптацию в Центре адаптации несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

Биологическая семья — супружеская чета и ее потомство. Обычно имеются в виду только два поколения (родители и их дети). Б. с. образуют люди, связанные только отношениями кровного родства.

Дисфункциональная семья – Это семья, в которой функционирование в одной или нескольких областях нарушено, вследствие чего заблокированы потребности членов семей в росте, изменениях и самоактуализации.

Законные представители ребенка — родители (родитель), усыновители (удочерители), опекун или попечитель, патронатный воспитатель и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.

Микросоциум –среда непосредственного окружения человека, малая социальная группа (семья).

Материальное положение — наличие или отсутствие заработной платы, пенсии, других доходов; их размер; наличие имущества; получение или неполучение материальной помощи от других членов семьи.

Опека — правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четырнадцати лет, и лиц, признанных судом недееспособными.

Опекун или попечитель — лицо, назначенное в установленном законом Республики Казахстан порядке для осуществления функций по опеке или попечительству.

Патронатный воспитатель –совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с уполномоченной службой (организацией) о патронатном воспитании или о социальном патронате.

Патронат — форма воспитания, при которой дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (родителя), передаются на патронатное воспитание в семьи по договору, заключаемому органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, и лицом, выразившим желание взять ребенка (детей) на воспитание.

Попечительство — правовая форма защиты прав и интересов ребенка (детей) в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также совершеннолетних лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Ребенок (дети) — лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия).

Ребенок (дети), находящийся в трудной жизненной ситуации — ребенок (дети), жизнедеятельность которого нарушена в результате сложившихся обстоятельств и который не может преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; ребенок (дети), находящийся в специальных организациях образования, организациях образования с особым режимом содержания.

Семья — круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.

Семейное положение — состояние либо несостояние в браке (супружестве) или расторжение брака (супружества), вдовство, наличие или отсутствие детей или других членов семьи.

Социальная реабилитация –комплекс социальных, социально-экономических, социально-правовых, психолого-педагогических мероприятий, направленных на защиту социальных прав и гарантий граждан.

Социальное сиротство –  социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Социальное партнерство – способ взаимодействия государственных структур и «третьего сектора», как системы единого механизма по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация –ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Усыновитель — тот, кто усыновил или усыновляет кого-либо.

Центр адаптации – это организация, находящаяся в ведении органов образования, обеспечивающая прием и временное содержание безнадзорных и беспризорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет для установления родителей или других законных представителей, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся, а также детей, направляемых в специальные организации образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована постановлением Верховного Совета РК от 08 июня 1994 года № 77.
  2. Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26.12.2011 г. (сизменениями от 09.04.2016 г).
  3. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V(с изменениями и дополнениямипо состоянию на 10.02.2017 г.).
  4. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» от 27.07.2007 г.
  5. Закон «Об образовании Республики Казахстан» от 27 июля 2007 года № 319-III (изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016 г).
  6. Закон Республики Казахстанот 9 июля 2004 года № 591-II «Опрофилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.04.2017 г.).
  7. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении номенклатуры видов организаций образования» от 22 февраля 2013 года № 50(сизменениями от 29.12.2016 г.).
  8. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» от 30 января 2008 года N 77.
  9. Постановление Правительства Республики Казахстан   от 26 марта 2014 года № 258 «О Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014 – 2018 годы».
  10. Типовые правила содержания несовершеннолетних в Центрах адаптации несовершеннолетних от 13 марта 2014 года №75 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 12апреля 2014 года под № 9328, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 29 апреля 2014 года № 82 (27703).
  11. Инструктивное письмо Министерства образования и науки Республики Казахстан по регламентации деятельности служб оказания социальной и психологической помощи по профилактике семейного неблагополучия родителям детей, находящихся в трудной ситуации при центрах адаптации несовершеннолетних, Астана, 2015 г.
  12. Программа «Дети — Казахстана» 2007 -2011 год, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1245.
  13. Методическое пособие для сотрудников центра поддержки семьи. Сост. Коляева М.В., Амзеева Р.У. Шымкент, 2007 г.
  14. Методическое пособие «Программа укрепления семьи». Сост. Коляева М.В., Амзеева Р.У. Шымкент, 2007 г.
  15. Методическое пособие по вопросам безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних и защите их прав. Астана, 2011 г.
  16. Концепция развития более совершенных форм социальной защиты детей и семьи в странах Восточной Европы и Центральной азии. Сост. Энди Бильсон и Рагнар Готестам, февраль 2002 г.
  17. Руководство для детских центров. Сост. профессор Каролин Гамильтон и Гвен Росс, Детский правовой центр, май 2011 г.
  18. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. – СПб.: «Врачи детям», «Эвричайлд», 2008 г.
  19. Джакупов С.М., Изакова А.Т., Абдрашитова Т.А., «Социологическое исследование по проблемам профилактики социального сиротства».
  20. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск. М., 1995 г.
  21. Организация работы Регионального центра развития семейных форм устройства детей-сирот и профилактики социального сиротства: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010 г.
  22. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006 г.
  23. Пособие для опекунов и замещающих родителей. Караганда 2013 г. ОФ центр Озарение. ГУ «Управление внутренней политики Карагандинской области».
  24. Система сопровождения приемных семей (Из опыта работы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»). Методический сборник: Смоленск, 2008 г.
  25. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003 г.