Выбрать страницу

Тренинговая форма организации занятий, как эффективный метод воспитательной работы на основе личностного подхода к воспитанникам.

 

 

Тренинговая форма организации занятий, как эффективный метод воспитательной работы на основе личностного подхода к воспитанникам.

В современном обществе воспитание ребенка не просто должно опираться на стандартную схему, оно обязано ставить своей целью дать обществу развивающуюся личность, способную интегрироваться в социуме. Этого требует динамично развивающееся общество. На жизненную арену выходят люди совершенно нового типа: раскрепощенные, прагматичные в мыслях и действиях, независимые и свободные от шаблонов. На первое место в процессе воспитания выходит личностно-ориентированный подход. В нескольких словах это необходимость развивать в ребенке стремление к самопознанию и самопостроению, помогать ему постигать тайны успешной самореализации и открывать в себе неповторимую индивидуальность. Личностно-ориентированный подход отличается от традиционного тем, что ребенок не просто «напичкивается» информацией, но приобретает практические умения и навыки. На сегодняшний день остро встает вопрос о совершенно новом учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях, где на первый план встает демократизация и гуманизация жизнедеятельности и отношений, как между детьми, так и детей с взрослыми. Что же может помочь современному педагогу, воспитателю решить эту непростую задачу? Это внедрение новых, интерактивных методов воспитания и обучения, осуществление личностно-ориенированного подхода к воспитанникам.

Тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тем не менее, используя тренинговую форму организации занятий в своей практической работе с воспитанниками детского дома, центра адаптации несовершеннолетних, в процессе повседневной работы, хочу отметить высокую эффективность применения этого метода именно в педагогической деятельности. Имея образование и опыт работы, как педагога-психолога, так и воспитателя, использую тренинговую форму организации воспитательных занятий, осуществляя работу в таких направлениях, как духовно-нравственное воспитание, формирование ЗОЖ, гражданско-правовое воспитание.

В процессе тренинговой работы с группой детей решаются следующие задачи:

  • исследуются психологические проблемы участников группы и оказывается помощь в их решении;
  • улучшается субъективное самочувствие и укрепляется психологическое здоровье;
  • формируются механизмы межличностного взаимодействия между воспитанниками для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;
  • развивается самосознание и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
  • идет содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Воспитанники как старшего, так и среднего возраста, с удовольствием включаются в занятие-тренинг, педагогу не требуется дополнительная мотивация воспитанников, так как сама форма организации занятия предполагает активное включение детей в процесс познания. Особенно актуально это для детей детских домов и центров адаптации, так как дети, попадающие туда, зачастую имеют проблемы в развитии и психологические травмы, им трудно общаться, раскрывать свой внутренний мир и потенциал. Именно тренинговая работа в группе позволяет  педагогу прояснить психологические проблемы каждого ребенка, установить обратную связь с ним.

Каждое занятие можно строить примерно по одной схе­ме:

     — Приветствие;

  • Рефлексия (отражение, обсуждение) актуального состояния и прожитого за неделю;
  • Разминка на концентрацию внимания и включенность в работу группы;
  • Работа по теме занятия;
  • Разминка на снятие усталости;
  • Рефлексия сделанного: обмен впечатлениями, чувствами, пожеланиями;
  • Подведение итогов работы.

В процессе разминочных игр, приветствия, дети эмоционально раскрепощаются, расслабляются, что способствует их личностному раскрытию, активизации мыслительных процессов. Групповое взаимодействие в обсуждении темы занятия и использование таких интерактивных методов, как мозговой штурм, ролевая игра, составление кластера противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными скрытые факторы (давление сверстников, социальное влияние, приспособление). В группе подросток может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека.

Основным плюсом выбора данной формы организации воспитательных занятий считаю облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания. Дети в игровой, практической форме раскрывают свои таланты, способности, учатся общаться и взаимодействовать, а также высказывать свои мысли.

Заранее сформированные и принятые детьми правила работы в группе, а именно:

Здесь и теперь. Правило акцентирования на настоящем. Он ориентирует участников тренинга на анализирование процессов, происходящих в группе, переживаемых чувств и появляющихся в данный момент мыслей. Принцип способствует рефлексии участников, учит их сосредотачивать внимание на себя, своих мыслях и чувствах, развивает навыки самоанализа;

Искренность и открытость. Самое главное – не лицемерить, не лгать. Правило способствует получению и предоставлению другим честной, обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия;

Принцип Я.Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание  собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «Мы считаем…», «У нас другое мнение…»…Используются такие: «Я чувствую…», «Мне кажется…»;

Активность. Обязательно активное участие всех в происходящем на тренинге;

Конфиденциальность. Все, о чем говорится относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы;

позволяют педагогу не отвлекаться на поддержание дисциплины, они четко настраивают детей на продуктивную работу, на самораскрытие и активную позицию в процессе занятия.

Из опыта своей работы хочу отметить, что особенно нравятся детям такие разминочные игры, как «Зеркало», «Невербальный подарок», «Снежный ком», игры на концентрацию внимания и памяти «Веселый счет», «Повтори движение»; игры в круге «Закончи фразу», «Коллективный рассказ» и др., процессе которых педагог может установить эмоциональный контакт с детьми и подготовить их к усвоению теоретического материала.

В основной теоретической части занятия использую проблемно-поисковые методы, упражнения, активизирующие мозговую деятельность, такие, как «мозговой штурм», «групповая дискуссия», «коллективный рисунок», «групповой коллаж», обсуждение  тематических видеороликов, в процессе работы дети проявляют свои  способности, учатся эффективно взаимодействовать, что создает так необходимую для них ситуацию успеха и принятия себя, как личности.

Особенно важное место в ходе тренингового занятия отводится процессу рефлексии, которая проводится практически после каждого упражнения, а также в конце занятия и способствует глубокому осмыслению темы занятия, своих мыслей и чувств. Рефлексия может проходить, как в игровой, так и в традиционной форме, упражнения подбираются соответственно возрасту и составу группы детей.

В форме тренингового занятия можно провести практически любое занятие и адаптировать его к предполагаемой теме. Использование тренинга наиболее эффективно в группе  детей старшего и среднего возраста, однородной по гендерному составу, поэтому можно порекомендовать его использование воспитателям детских домов, интернатов, центров адаптации несовершеннолетних.

 

Список использованной литературы

 

  1. Кобякова, Т.Г. В помощь добровольцу [Текст]: методическое пособие / Т.Г. Кобякова, Ю.Ю. Котляков. – Кемерово: Никалс, 2000. – 100 с.

 

  1. Колпакова, О.С. Программы коррекционно — воспитательной работы [Текст] / О.С. Колпакова. – Кемерово, 1996. – 66 с.

 

  1. Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов/ М.П. Нечаев. – М.: «5 за знания», 2006. – 176 с.

 

  1. Тренинг // Школьные технологии, 2001. — № 1. – С. 129 – 132.