Выбрать страницу

Роль кружковой работы в творческой деятельности в целях формирования духовно – нравственного и эстетического воспитания.

 

 

Роль кружковой  работы  в творческой деятельности в целях формирования духовно – нравственного и эстетического воспитания.

Удинова А.Р.                                                                                            Килашева Ш.М.

Воспитатель 1 категории                                                                     Воспитатель  2 категории    высшего уровня                                                                                     высшего уровня

                                                                        

 

 

В связи с политическими, социальными изменениями современного общества, таких его важнейших составных частей как наука, культура, образование возникли новые проблемы гражданского, духовно-нравственного, профессионального самоопределения личности.  Особого внимания в последнее время в современном образовательном пространстве требует к себе проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения.

Важнейшей функцией специального образования является максимальная коррекция дефектов психо-физического развития воспитанников, их социализация и трудовая адаптация одним из средств коррекции является процесс воспитания. Воспитание формирует образ культуры человека, его родовые культурные качества, в числе которых приоритетным является творческая деятельность. Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Творческая деятельность способствует формированию эстетического отношения действительности. Это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, творить.

Творческая деятельность отвечает всем требованиям духовно-нравственного воспитания: Своей самобытностью, колоритом, декоративностью, яркостью она может очень много дать  детям в плане эстетического воспитания и развития личностных качеств. Все мы знаем, что  контингент детей, поступающих в Центр, характеризуются крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Воспитанники нашего Центра – это, в большинстве случаев, дети  из социально неблагополучных, кризисных семей. Чаще всего именно ситуация в семье  является первопричиной девиантного поведения детей. Работа с такими детьми невозможна без личностно – ориентированного и индивидуального подхода в воспитании. Среди различных видов деятельности воспитанники выделяют  творческую деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересным и занимательным.

Основная цель педагогической деятельности  деятельности как воспитателя является: поиск и реализация современных подходов к организации кружковой работы. Творческая деятельность  требует от детей проявление разносторонних качеств и умений, способствует развитию у детей аналитико-синтетических функций мышления.

В процессе  занятия творческой деятельностью происходит развитие психических процессов и качеств личности. У воспитанников развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них проявляются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет воспитанникам лучше познавать окружающий мир.  Такие занятия являются одним из важнейших путей духовно- нравственного, эстетического воспитания. В условиях  нашего Центра эти занятия способствуют также и коррекции отклонений в развитии. Творческая деятельность является особо любимой деятельностью воспитанников. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Комплексные занятия кружковой работы с применением музыкального сопровождения через игру непринужденно повышает интерес воспитанников. Под влиянием интереса резко меняется весь характер деятельности.

Существенные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, требует качественно  нового подхода, серьезного и глубокого изменения в учебно-воспитательном процессе.

Свои занятия  кружковой работы  строю на основе внедрения новых технологий обучения. Занятия провожу по тематическому принципу.

Основной принцип проведения моих занятий – взаимосвязь творческой деятельности с музыкой. Использую разнообразно наглядно – зрительный, наглядно-слуховой материал, дидактический материал: игрушки, иллюстрации, художественное слово, аудио-, видеозаписи.

Занятия  кружковой работы  провожу в четыре этапа:

  1. Словесный;
  2. Музыкальный;
  3. Комплексный;
  4. Рефлексия.

К проведению словесного этапа подбираю стихи, загадки, пословицы, поговорки, пальчиковую гимнастику. Простота и доступность занятия пробуждает познавательный интерес. Воспитанники самостоятельно анализируют занятия и делают выводы, т.е. самостоятельно называют тему занятия. И плавно переходим к музыкальному этапу. Для прослушивания подбираются эмоционально яркие произведения с понятными образцами  (популярные мелодии народов мира специально аранжирования для детей). Слушание музыкального произведения с предварительным словесным этапом повышает восприятия и сосредоточенность детей.

Правильное соотношение музыки и словесного этапа углубляют чувство детей и они реализуют в своих рисунках образные выражения, вербальный отчет о музыкальном произведении однообразен т.к. их словарный запас скуден.

В процессе творческой деятельности с  применением музыки воспитанники познают себя, учатся управлять своими эмоциями. Это позволяет им максимально развивать свой ум, свой творческий потенциал.

В конце занятия каждый воспитанник защищает свою работу, т.е. самостоятельно анализирует свою деятельность. При выполнении этих занятий дети думают, анализируют, фантазируют, развивают мелкую моторику, а это способствует более точному развитию в познавательной деятельности.

Главное в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Постигая процесс создания работы, учащиеся накапливают, осваивают багаж знаний, того, что уже создало человечество, и приобретают способность нарушить сложившийся стереотип и сделать что-то новое, придумать самому и воплотить свою личную идею. Ведь постоянное копирование чьих-то идей или выполнение работ по шаблону не развивает фантазию и воображение.

Творчество детей долго рассматриваются, ведь это не просто какая-то поделка, которую можно поставить и забыть о ней. Он имеет большую значимость, чем просто поделка. Делая подарок для своего близкого, для человека, которому ты что-то хочешь подарить, всегда относишься с большей ответственностью, вкладываешь нечто большее, чем просто своё умение.

Очень важно отслеживать выполнение каждой изготовляемой работы, вовремя предупредить ошибку, помочь ребёнку, если тот затрудняется, дать совет. Каждый ребёнок должен быть удовлетворён своей выполненной работой.

Наблюдая за деятельностью учащихся, их активностью в подготовке к праздникам, сделать, что-то необычное, приятное, можно сделать вывод, что результат есть: цели обучения и воспитания достигаются.